Кировская область

Удмуртская Республика

ВОПРОСЫ, поступившие в ходе подготовки и проведения публичных обсуждений Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике 11 апреля 2018 года, и ОТВЕТЫ на них.

Вопрос 1: В докладе сделан упор деятельности ветеринарного надзора направленного на предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований в сфере ветеринарии и безопасных пищевых продуктов, соблюдение требований технического регламента Таможенного союза. С 1 сентября 2018 года введены изменения в ГОСТ Р2054—2003, которые также действуют на территории Удмуртской республики. Вопрос повторный: меняется ли обстановка с качеством молока в Удмуртской республике с введением новых требований ГОСТа.

Ответ: В соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880) (Далее – ТР ТС 021/2011), Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013, принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67) (Далее – ТР ТС 033/2013) и Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881).

В соответствии с требованиями ст. 2 ТР ТС 021/2011, целями принятия настоящего технического регламента являются:

- защита жизни и (или) здоровья человека;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей);

- защита окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст. 1 ТР ТС 033/2013, настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее — Комиссия), утвержден:

- Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (прилагается);

- Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается).

В соответствии с требованиями п. 17 главы V ТР ТС 033/2013, уровни содержания микроорганизмов и соматических клеток в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке, сырых сливках не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложении N 5 к настоящему техническому регламенту.

В приложении № 5 ТР ТС 033/2013, указано содержание соматических клеток, в сыром молоке должно быть, не более 7,5×105 в 1 см3 (г). При этом ТР ТС 033/2013 не ограничивает минимальный порог наличия соматических клеток.

В соответствии с ГОСТ Р 52054–2003 Молоко коровье сырое. Технические условия (дата введения с 01.09.2017) (Далее – ГОСТ Р 52054-2003) максимальный порог наличия соматических клеток также не более 7,5×105 в 1 см3.

Обращаем Ваше внимание, что допустимые уровни содержания микроорганизмов и соматических клеток в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке и сырых сливках в приложении № 5 ТР ТС 033/2013, также указаны, как максимальный порог наличия.

Относительно идентификации сырого молока других видов сельскохозяйственных животных по показателю кислотность – максимальный и минимальный порог показателя в ТР ТС 033/2013 и в ГОСТ Р 52054–2003 идентичны.

В 1 квартале 2018 года специалистами Управления было отобрано 6 проб сырого молока. Лабораторные исследования проведены в подведомственной Россельхознадзору лаборатории ФГБУ «Татарская МВЛ» г. Казань. Результаты лабораторных исследований отрицательные. Всего на 2018 год согласно Плану государственного пищевого мониторинга будет отобрано и происследовано 100 проб молока сырого. О результатах лабораторных исследований информация будет представлена на последующих публичных обсуждениях.

Вопрос 2. В республике немало хозяйств, которые производят конкурентное молоко, отвечающее требованиям ГОСТа, при приемке перерабатывающие предприятия часто сливают в одну емкость сырье, отвечающее требования ГОСТа и Техническому регламенту Таможенного союза по высшему сорту с молоком 1 сорта и молоком подлежащим утилизации. Как Россельхознадзор может повлиять на это?

Ответ: Сырое молоко, которое находится в обороте на территории Российской Федерации и в Удмуртской Республике включительно, должно соответствовать требованиям установленных технических регламентов Таможенного союза.

Прием и переработку молокоперерабатывающими предприятиями определенного сорта молока (сортность которого определена ГОСТ Р 52054-2003) регулирует технологический процесс предприятия и технологическая документация, на основании которой предприятие вырабатывает молочную продукцию.

Управление не наделено полномочиями регулировать и устанавливать ограничения в отношении приема молокоперерабатывающими предприятиями только определенного сорта сырого молока.

За текущий период 2018 года в Управление не поступала информация о фактах использования (с целью получения молока пищевого) молокоперерабатывающими предприятиями Удмуртской Республики молока, подлежащего утилизации.

В целях выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства, защиты населения от болезней, общих для человека и животных и оперативного пресечения подобных нарушений Управление просит Вас представить информацию о выявлении Вами фактов использования молокоперерабатывающими предприятиями Удмуртской Республики молока, подлежащего утилизации. Информацию просим направить в Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике (адрес фактический: 426009, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24; адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ).

Напоминаем, что в соответствии со ст.23 Закона РФ «О ветеринарии» № 4979–1 от 14.05.1993, должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.

Вопрос 3: Что нужно сделать на Ваш взгляд, чтобы поднять активность граждан в вопросе качества продукции. Работает ли общественный Совет Россельхознадзора по этим направления, какова связь общественного Совета Россельхознадзора с общественными Советами муниципалитетов районов, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Главным управлением ветеринарии.

         Ответ: Информирую, что при Управлении создан Совет по вопросам малого и среднего предпринимательства (далее-Совет). Основной формой деятельности Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости. Основной задачей Совета является содействие согласованию общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, их общественных объединений, и деятельности Управления в установленной сфере. В состав Совета включены специалисты Управления, а также представители малого и среднего предпринимательства. Совет Управления не имеет никакой связи и взаимодействия с общественными Советами муниципалитетов районов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики.

Для повышения активности граждан в вопросе качества продукции Управление рекомендует проводить просветительскую и разъяснительную работу посредством СМИ (выступления на радио, ТВ, публикации в газетах и журналах), а также размещения информации на сайтах.

Вопрос 4: Поддержите ли Вы проведение публичных слушаний по качеству продукции с участием Правительства Удмуртской Республики и других заинтересованных лиц, учитывая, что в Удмуртской Республике разрабатывается программа экспорта продукции и в республике есть неплохие перспективы поставки на экспорт молочной продукции.

         Ответ: Управление поддерживает Вашу инициативу по проведению публичных обсуждений с рассмотрением вопроса качества продукции.

В рамках реализации плана государственного пищевого мониторинга специалистами Управления отбираются пробы молочной продукции для проведения лабораторных исследований на качественный состав, заявленный производителем, в том числе фальсификацию. По результатам работы, информация будет представлена на публичных обсуждениях.

Доводим до Вашего сведения, что в Правительство Удмуртской Республики направляются письма с приглашением на публичные обсуждения, проводимые Управлением.

По экспорту продукции в третьи страны информация подробно доведена 11.04.2018 на публичных обсуждениях.

Вопрос 5: Россельхознадзор осуществляет функции земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения ‚какая площадь земель сельхозназначения в Удмуртской Республике не используются. И что предпринимается в этом направлении? В Каракулинском районе 94 941 га земель сельскохозяйственного назначения, из них 51 826 га находится в долевой собственности граждан, 15 505 га в государственной и муниципалитетной собственности, 27 610 га в собственности юридических лиц. Из 62 823 га пашни засевается всего 35 928 га. Известно, что Россельхознадзор выявил серьезные нарушения использования земель сельскохозяйственного назначения у юридических лиц, что предпринимается Россельхознадзором, чтобы ввести эти земли в оборот? Какая работа проводится Россеьхознадзором по эффективному использованию земель сельхозназначения в долевой собственности граждан, государственной и муниципальной собственности в Каракулинском районе.

Ответ: Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике в сфере государственного земельного надзора осуществляет надзорную деятельность в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г (1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения по информации Росреестра в Удмуртской Республике 1865,4 тыс. га, из них сельскохозяйственных угодий–1694,1 тыс. га, в том числе пашни 1294,5 тыс. га. По информации, предоставленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики площадь неиспользуемых земель составляет241,5 тыс. га.

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране почв нарушает требования п. 3 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями и кустарниками; а также требования ст. 42 Земельного кодекса РФ, в соответствии, с которой арендаторы земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв; содержание в чистоте от сорняков лугов, пастбищ.

В 2017 году на территории Удмуртской Республики проведено 322 проверки, из них: 35 плановых и 7 внеплановых в отношении юридических лиц, 83 проверки в отношении органов местного самоуправления, 140 плановых проверок и 57 внеплановых проверок в отношении физических лиц. Кроме того проведено 63 административных расследования, 8 плановых (рейдовых) осмотров.

Выявлено 159 нарушений, составлено 159 протоколов об административных правонарушениях, выдано 97 предписаний, 7 представлений, 2 предостережения.

Наложено административных штрафов на сумму 6 миллионов 52 тысячи 877 рублей (с учетом отмены судами наложено 4 миллиона 942 тысячи 878 рублей).

Управлением ведется работа по профилактике нарушений, внесено 2 предостережения в адрес юридических лиц о недопустимости правонарушений. Ведется работа по возмещению вреда окружающей среде, а также по направлению постановлений о привлечении лиц к административной ответственности в ФНС для доначисления ставки земельного налога с 0,3 до 1,5%.

Отдел земельного надзора Управления ведет активную борьбу с захламлением сельхозугодий несвойственными земле предметами и зарастанием земель древесно-кустарниковой и сорной растительностью.

  По результатам надзорной деятельности в 2017 году вовлечено в оборот земель сельскохозяйственного назначения на площади 122,24 га.

         По результатам надзорных мероприятий добровольно отказались от земельных участков в пользу администраций муниципальных образований 11 граждан на площади более 143,69 га.

В 2017 году в рамках взаимодействия, по материалам административных дел Управления, по представленным УФНС сведениям доначислено земельного налога на сумму 13 тыс. руб.

В рамках осуществления полномочий сотрудниками отдела земельного надзора Управления в 2017 году проведены следующие надзорные мероприятия в отношении правообладателей земельных участков на территории Каракулинского района (всего 9 надзорных мероприятий).

Выявлено 6 нарушений требований земельного законодательства

Привлечено к административной ответственности 5 физических лиц с наложением административного штрафа 90 тыс. руб.

- в отношении юридического лица ООО «Прикамье» и ФЛ Шумковой Л. И. Нарушений требований земельного законодательства не выявлено;

- в отношении 5 ФЛ, являющихся участниками общей долевой собственности земельного участка, площадью 1266 га. Выявлено нарушение требований земельного законодательства в части зарастания земельного участка многолетней сорной и древесно- кустарниковой растительностью. Составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства.

По сообщению ЦУКС МЧС России по Удмуртской Республике о возгораниях сухой растительности в весенний период на территории Каракулинского района привлечена к административной ответственности Шумкова Л. И., являющаяся правообладателем земельного участка, площадью 153,8 га (не осуществлено сенокошение поймы реки Кама). Данное нарушение к моменту плановой выездной проверки было устранено.

Кроме того, ранее были выявлены нарушения требований земельного законодательства (2016 году) в части зарастания земель многолетней сорной и древесной растительностью на территории Каракулинского района, на площади 6233 га, правообладателями земельных участков являются Кулишов Д. В. (4467 га), Чулкин А. Н., Белоусов В. Н. (1766 га). Виновные лица были привлечены к административной ответственности. Впоследствии Кулишовым Д. В. право собственности на землю было передано юридическому лицу. В 2018 году работа будет продолжена.